Вторник, 26.09.2017, 08:37
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск

Меню сайта

Категории раздела
От AKost [29]
От других авторов [6]

Наш опрос
О регистрации на сайте с помощью соцсетей.
Всего ответов: 12

Метки
EGL ODM бизнес правила программирование SOA arcati блоги журналы Каталог мейнфреймы журнал z/os Freeware VM bigdata nosql MVS OS zOS SLES zLinux мейнфрейм Хабрахабр 50лет документы хранилище Java EE liberty WebSphere history сообщение Форум DFSORT Hercules VSAM отчётность Linux Analytics Accelerator Netezza IMS IBM IDC продажа CHKPT GSam XRST гипервизор KVM Shutdown #hollywar mainframe Вакансии Санкт-Петербург пример Assembler LHI vs XR instruction to clear GPR z Seies CPU performance семинар впечатление доступность ЦБ цены аутсорсинг BMC CMS ZVM санкции Rockwell история z13 мобильность DB2 Java Coupling Facility Parallel Sysplex WebSphere AS MVT ОС ЕС ссср Tape VTL Вакансия БЛОГ Линукс Новое статьи Люксофт Польша Работа

Статистика

Главная » Статьи » Мысли по поводу » От AKost


О Группах Пользователей (Users Groups) в России

Костырко Александр, akost@list.ru

версия от 23.01.2006

На написание данной заметки меня подвигли результаты опроса, проводимого на нашем сайте. На вопрос «Возможно ли в России создание Групп Пользователей (Users Groups) для влияния на поставщиков?» было получено самое большое количество ответов за всю историю жизни сайта (на 23.01.2006 – 19 ответов). Из них 9 (47.37%) ответили «Да, и это нужно делать», столько же – согласилось, что «Создание таких групп было бы полезно, но создать их практически невозможно», и только один человек считет, что это бесполезное занятие. Хочу предложить вашему вниманию свою точку зрения на этот вопрос.

Достаточно давно, лет десять назад, я с удивлением прочитал в статье Мелинды Верайа о том, как заказчики IBM, объединенные в некоторой добровольной организации, смогли заставить всесильную фирму, мирового гиганта и (в то время) практически монополиста в производстве ПО изменить принятые ранее стратегические решения. Прочитал, удивился – и благополучно забыл, просто потому, что это мне не было нужно.

С тех пор я успел неоднократно побывать и инженером в компании-поставщике услуг на рынке мейнфреймов, и администратором систем в организациях, которые пользовались такими услугами. Можно сказать, что я побывал «по обеим сторонам баррикад». И постепенно формировалось мнение, что одно из отличий России (и всей территории бывшего СССР) от остального мира является то, что у нас полностью отсутствует даже призрачная возможность самоорганизации заказчиков в некую структуру, где бы они могли сформулировать какую-либо согласованную точку зрения на животрепещущие проблемы и отстаивать ее перед фирмой IBM . Во всем мире подобная деятельность осуществляется через неформальные общественные организации, именуемые Группами Пользователей (Users Group). Обычно подобные Группы формируют по региональному принципу, а внутри региональных организаций – по интересам (группа пользователей MVS, группа пользователей VM, группа пользователей компиляторов и проч.). Группы обычно работают дистанционно, используя Интернет, периодически – собираются вместе в интересных местах, и в расслабленной атмосфере общения с единомышленниками обсуждают темы, важные для всех, что заканчивается принятием документа, к которому прислушивается IBM (!!!). У нас такого не бывает. Почему не бывает? И вообще – оно нам надо? И если надо – как сделать, чтобы так было? Попробую изложить свои соображения, хотя и несколько сумбурно.

Надо ли оно нам? Думаю – надо. На рынке мейнфреймов есть – условно – три группы участников, хотя я думаю, что их удобнее представлять в виде треугольника. Первый, так сказать, «угол» – разработчик, фирма IBM . Тут все понятно – она пишет ПО, конструирует и производит ЭВМ и периферийное оборудование, раздвигает горизонты программистского бытия, придумывает новые маркетинговые названия старым системам, открывает или завершает разработку интересных проектов и вообще ведет себя так, как и должен вести себя порядочный производитель.

Второй «угол» - партнеры-поставщики. Крайне редко заказчикам все делает сама IBM , особенно у нас в стране. Почти всегда с заказчиком возится партнер, адаптируя общий IBM-овский стиль контракта к российским реалиям. Да и специалисты местные дешевле, и специфика у нас есть тут своя… Так что наличие партнера в виде смягчающей прокладки между заказчиком и разработчиком вполне оправданно. Добавим к этому то, что иногда разработчик вообще – хих – не присутствует, партнер все делает сам))). В общем, вы понимаете.

Третий «угол» - многострадальный заказчик, он же пользователь, он же покупатель, он же пострадавший… Покупая решение, заказчик взаимодействует с менеджерами и техническими специалистами разработчика и партнера, пытаясь получить именно то, что ему хочется. С переменный успехом, как вы понимаете. Только заказчик находится явно в невыгодном положении – партнеры с разработчиком сплочены, у них общие интересы и давние связи, а заказчик – всегда один, и, в отличие от покупателя в магазине, никакая Ассоциация потребителей или журнал «Спрос» ему не помогает. А ведь заказчик рискует в этой ситуации деньгами, временем и, в ряде случаев, местом в конкурентной борьбе и карьерами своих технических работников. Вот почему нам нужны Группы Пользователей, вот почему нам нужно общаться и меняться информацией. Это первая причина, по которой нам нужны подобные объединения.

Треугольник, как мы знаем из школьной геометрии, жесткая фигура. А у нас жесткой фигуры не выходит – та сторона, которая соединяет разработчика и заказчика, напрочь отсутствует. То есть какая-то связь с менеджерами IBM присутствует, особенно у солидных заказчиков, но вот реальное воздействие на то, что и как в IBM разрабатывается… Это скорее исключение, чем правило… И в первую очередь потому, что у разработчиков в IBM свои менеджеры, свой бюджет и сроки. Для того, чтобы внести изменения в бюджеты и сроки, нужны основания – на бумаге, подкрепленные бизнес-перспективами. Лучшее основание – изложенная на бумаге согласованная и гласно принятая позиция объединения пользователей. В противном случае, мнение даже очень солидного заказчика – просто мнение заказчика. Их у IBM много, даже очень солидных. И к таким солидным, как правительства или финансовые либо нефтяные гиганты, они и без Групп Пользователей прислушиваются, только много ли это дает нам, россиянам? Кроме того, даже солидным заказчикам проще отстаивать свои требования не в одиночку, а под видом и при поддержке других потребителей. Консолидированное мнение всегда действеннее. Это вторая причина, почему надо объединяться.

Почему мы не объединены? Как такое получилось? Тому масса причин. Во-первых, советское время лично мне внушило стойкую ненависть к любым организованным объединениям – партиям, обществам, союзам и прочее.. Я думаю, не только мне. Стоит появиться организации – как появляются и злоупотребления, раздоры, дележ власти и денег. Поэтому обжегшись на молоке, дуем на воду, что вполне понятно. Любое объединение вызывает подозрение, начинается поиск скрытых мотивов. Это всегда разобщает.

Во-вторых, у нас мало легальных пользователей. Поэтому, даже если объединятся реальные пользователи и напишут некие требования и пожелания, какой будет реакция нашего местного представительства IBM? Понятно, какой. «Это кто? - спросят они - этот …-ий станкостроительный завод у нас что-то покупал? Нет? А чего он тут от нас хочет? А кто тут наш покупатель? Вот эта Нефте….-ая компания? А мы с ними и так договоримся!» Все. Другое дело, когда среди пользователей есть много лицензионных пользователей, которые могут при случае пошуметь по поводу непродления лицензии из-за игнорирования их пожеланий. Тут уже кому-нибудь из менеджеров могут и хвост накрутить. А пока малое количество легальных пользователей – самый сильный тормоз объединительных процессов, он выбивает саму основу объединения, потому что некоторые пользователи лишены легальности, они практически нарушители законодательства, поэтому сидят и помалкивают, на свет не вылезают.

В-третьих, для работы неформальной организации нужны энтузиасты, которые тратят свое время и энергию на общественные нужды. Как подсказывает опыт, такие люди – один из сотни. А нас всего человек двадцать пять – тридцать. Где же нам взять таких энтузиастов? Те, кто реально могут что-то организовать, уже работают, и их время в основном уже выработано до остатка. А если есть кусочек времени – его нужно тратить на заработок, ибо наш рынок не слишком широк, зарплаты – сами знаете какие, а кушать хочется и дети подрастают.

В-четвертых, материальная и организационная зависимость от производителя или партнера. Те Users Groups , которые я знаю, зависимы, их сборы проводятся на деньги фирм, к которым они должны обращаться с требованиями, и подобные встречи обычно заканчиваются без видимых бумажных результатов.

Все это сильно снижает вероятность создания каких-либо организаций по профессиональному признаку. Значит ли это, что подобное вообще невозможно? Я думаю, нет. Пространство для маневра есть, и вполне по силам кое-что предпринять.

Первое. Необходим простой, понятный и знакомый всем способ общения, своего рода канал обмена информацией. Никто и ничего не мешает нам общаться – и легальным, и нелегальным пользователям. Обязательно надо разрушить эту традицию самоизоляции и привычку «вариться в своем соку». Сайты, конференции, форумы – надо пользоваться всем, что может принести пользу. Нашел хорошую ссылку – поделись с коллегами. Научился чему-то интересному – расскажи всем. Получил уникальный опыт – найти пару часов времени, настучи сообщение, пришли на какой-нибудь сайт, пусть все узнают!

Второе. Нужно общаться с зарубежными коллегами. Есть европейская SHARE, наши проблемы похожи. Если нам не по силам создать свою группу – нужно взаимодействовать с готовыми соседними структурами. Там вполне вменяемые люди, и наши проблемы с разработчиками нам понятны.

Третье. Надо налаживать работу с партнерами. Зачастую партнерам тяжело оказывать давление на IBM самим, у них связи, зависимость от разработчика, общий бизнес. А вот помочь Группе Пользователей в том случае, когда интересы совпадают – вполне возможно. Главное в данном случае – не потерять независимость. А это возможно только тогда, когда к делу подключено несколько партнеров. В настоящее время это – фантастика, но уверен, что в недалеком будущем партнеры сами поймут, что с пользователями интереснее работать, когда они организованы. Хотя… наверное, интереснее – и сложнее.

Четвертое. Само местное представительство IBM рано или поздно поймет, что Группы Пользователей – единственный способ сделать нелегальных пользователей легальными. Пользователям надо помогать, запугивание санкциями и отказ в поддержке просто переключит заказчиков на другие способы получения информации, если не на другие платформы. И кто от этого больше проиграет? Сама фирма. Рано или поздно это станет понятно и местным управленцам.

Опыт – положительный и не совсем.

К счастью, мои рассуждения строятся на некотором опыте. В стране уже есть несколько групп, в которых мне посчастливилось побывать, хотя бы в качестве гостя. Самая близкая по духу и платформе – Группа Пользователей продуктов фирмы Software AG . Это нельзя назвать в полном смысле организацией – просто сама фирма Software AG на свои деньги собирает заинтересованных специалистов, привозит иностранных лекторов и организует своего рода конференцию. От других презентаций это почтенное собрание отличается тем, что ряд докладов готовят сами пользователи и часть времени отводится на неформальное общение менеджеров и технарей фирмы с заказчиками. Это очень здорово, но никакая бумага по результатам не принимается, не согласовывается, пожелания висят в воздухе и вообще – в организации таких встреч пользователи участия не принимают. Они (пользователи) там практически – гости. Дорогие, накормленные и напоенные, но – гости. Но лучше так, чем никак.

Другой опыт – встречи Групп Пользователей открытых продуктов года четыре назад. Я присутствовал как гость на одной такой встрече, где обсуждались продукты для наладонных компьютеров. Эта встреча была абсолютно неформальна, подготовлена самими пользователями (вернее, энтузиастами и старейшинами их Группы) и представители фирмы там были гостями. Было выпито некоторое количество пива, звучали резкие слова в адрес и разработчиков, и пользователей, что-то было записано сразу, что-то - потом, но главное – к началу встречи были согласованы позиции по многим проблемам, и разговоры «за жизнь» пошли только после обсуждения технических вопросов. А самое интересное то, что разработчики в течение трех месяцев среагировали на большинство высказанных предложений. Что не понравилось – так некоторая скомканность обсуждения, потому что все надо было вместить в один день и вечер из-за того, что зал клуба был снят только на это время… Финансирование, будь оно неладно…

Выводы и пожелания. Я убежден, что поднятую тему нужно обсуждать. Хотя бы для того, чтобы сформировать собственное отношение к предмету. Уверен, что будут у нас профильные Группы, или их не будет, главное - чтобы было комфортно работать, чтобы был механизм решения конфликтных вопросов, а какой конкретно он будет - это уже вторично.

Категория: От AKost | Добавил: akost (07.10.2008)
Просмотров: 1084


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Яндекс.Метрика