Костырко Александр, akost@list.ru
версия от 23.01.2006 На написание данной заметки меня подвигли результаты опроса, проводимого на нашем сайте.
На вопрос «Возможно ли в России создание Групп Пользователей (Users
Groups) для влияния на поставщиков?» было получено самое большое
количество ответов за всю историю жизни сайта (на 23.01.2006 – 19
ответов). Из них 9 (47.37%) ответили «Да, и это нужно делать», столько
же – согласилось, что «Создание таких групп было бы полезно, но создать
их практически невозможно», и только один человек считет, что это
бесполезное занятие. Хочу предложить вашему вниманию свою точку зрения
на этот вопрос. Достаточно давно, лет десять назад, я с
удивлением прочитал в статье Мелинды Верайа о том, как заказчики IBM,
объединенные в некоторой добровольной организации, смогли заставить
всесильную фирму, мирового гиганта и (в то время) практически
монополиста в производстве ПО изменить принятые ранее стратегические
решения. Прочитал, удивился – и благополучно забыл, просто потому, что
это мне не было нужно. С тех пор я успел неоднократно побывать
и инженером в компании-поставщике услуг на рынке мейнфреймов, и
администратором систем в организациях, которые пользовались такими
услугами. Можно сказать, что я побывал «по обеим сторонам баррикад». И
постепенно формировалось мнение, что одно из отличий России (и всей
территории бывшего СССР) от остального мира является то, что у нас
полностью отсутствует даже призрачная возможность самоорганизации
заказчиков в некую структуру, где бы они могли сформулировать
какую-либо согласованную точку зрения на животрепещущие проблемы и
отстаивать ее перед фирмой IBM . Во всем мире подобная деятельность
осуществляется через неформальные общественные организации, именуемые
Группами Пользователей (Users Group). Обычно подобные Группы
формируют по региональному принципу, а внутри региональных организаций
– по интересам (группа пользователей MVS, группа пользователей VM,
группа пользователей компиляторов и проч.). Группы обычно работают
дистанционно, используя Интернет, периодически – собираются вместе в
интересных местах, и в расслабленной атмосфере общения с
единомышленниками обсуждают темы, важные для всех, что заканчивается
принятием документа, к которому прислушивается IBM (!!!). У нас такого
не бывает. Почему не бывает? И вообще – оно нам надо? И если надо – как
сделать, чтобы так было? Попробую изложить свои соображения, хотя и
несколько сумбурно. Надо ли оно нам? Думаю –
надо. На рынке мейнфреймов есть – условно – три группы участников, хотя
я думаю, что их удобнее представлять в виде треугольника. Первый, так сказать, «угол»
– разработчик, фирма IBM . Тут все понятно – она пишет ПО, конструирует
и производит ЭВМ и периферийное оборудование, раздвигает горизонты
программистского бытия, придумывает новые маркетинговые названия старым
системам, открывает или завершает разработку интересных проектов и
вообще ведет себя так, как и должен вести себя порядочный
производитель. Второй «угол» - партнеры-поставщики.
Крайне редко заказчикам все делает сама IBM , особенно у нас в стране.
Почти всегда с заказчиком возится партнер, адаптируя общий IBM-овский
стиль контракта к российским реалиям. Да и специалисты местные дешевле,
и специфика у нас есть тут своя… Так что наличие партнера в виде
смягчающей прокладки между заказчиком и разработчиком вполне
оправданно. Добавим к этому то, что иногда разработчик вообще – хих –
не присутствует, партнер все делает сам))). В общем, вы понимаете. Третий «угол»
- многострадальный заказчик, он же пользователь, он же покупатель, он
же пострадавший… Покупая решение, заказчик взаимодействует с
менеджерами и техническими специалистами разработчика и партнера,
пытаясь получить именно то, что ему хочется. С переменный успехом, как
вы понимаете. Только заказчик находится явно в невыгодном положении –
партнеры с разработчиком сплочены, у них общие интересы и давние связи,
а заказчик – всегда один, и, в отличие от покупателя в магазине,
никакая Ассоциация потребителей или журнал «Спрос» ему не помогает. А
ведь заказчик рискует в этой ситуации деньгами, временем и, в ряде
случаев, местом в конкурентной борьбе и карьерами своих технических
работников. Вот почему нам нужны Группы Пользователей, вот почему нам
нужно общаться и меняться информацией. Это первая причина, по которой
нам нужны подобные объединения. Треугольник, как мы знаем из
школьной геометрии, жесткая фигура. А у нас жесткой фигуры не выходит –
та сторона, которая соединяет разработчика и заказчика, напрочь
отсутствует. То есть какая-то связь с менеджерами IBM присутствует,
особенно у солидных заказчиков, но вот реальное воздействие на то, что
и как в IBM разрабатывается… Это скорее исключение, чем правило… И в
первую очередь потому, что у разработчиков в IBM свои менеджеры, свой
бюджет и сроки. Для того, чтобы внести изменения в бюджеты и сроки,
нужны основания – на бумаге, подкрепленные бизнес-перспективами. Лучшее
основание – изложенная на бумаге согласованная и гласно принятая
позиция объединения пользователей. В противном случае, мнение даже
очень солидного заказчика – просто мнение заказчика. Их у IBM много,
даже очень солидных. И к таким солидным, как правительства или
финансовые либо нефтяные гиганты, они и без Групп Пользователей
прислушиваются, только много ли это дает нам, россиянам? Кроме того,
даже солидным заказчикам проще отстаивать свои требования не в
одиночку, а под видом и при поддержке других потребителей.
Консолидированное мнение всегда действеннее. Это вторая причина, почему
надо объединяться. Почему мы не объединены? Как такое получилось? Тому масса причин. Во-первых,
советское время лично мне внушило стойкую ненависть к любым
организованным объединениям – партиям, обществам, союзам и прочее.. Я
думаю, не только мне. Стоит появиться организации – как появляются и
злоупотребления, раздоры, дележ власти и денег. Поэтому обжегшись на
молоке, дуем на воду, что вполне понятно. Любое объединение вызывает
подозрение, начинается поиск скрытых мотивов. Это всегда разобщает. Во-вторых,
у нас мало легальных пользователей. Поэтому, даже если объединятся
реальные пользователи и напишут некие требования и пожелания, какой
будет реакция нашего местного представительства IBM? Понятно, какой.
«Это кто? - спросят они - этот …-ий станкостроительный завод у нас
что-то покупал? Нет? А чего он тут от нас хочет? А кто тут наш
покупатель? Вот эта Нефте….-ая компания? А мы с ними и так
договоримся!» Все. Другое дело, когда среди пользователей есть много
лицензионных пользователей, которые могут при случае пошуметь по поводу
непродления лицензии из-за игнорирования их пожеланий. Тут уже
кому-нибудь из менеджеров могут и хвост накрутить. А пока малое
количество легальных пользователей – самый сильный тормоз
объединительных процессов, он выбивает саму основу объединения, потому
что некоторые пользователи лишены легальности, они практически
нарушители законодательства, поэтому сидят и помалкивают, на свет не
вылезают. В-третьих, для работы неформальной
организации нужны энтузиасты, которые тратят свое время и энергию на
общественные нужды. Как подсказывает опыт, такие люди – один из сотни.
А нас всего человек двадцать пять – тридцать. Где же нам взять таких
энтузиастов? Те, кто реально могут что-то организовать, уже работают, и
их время в основном уже выработано до остатка. А если есть кусочек
времени – его нужно тратить на заработок, ибо наш рынок не слишком
широк, зарплаты – сами знаете какие, а кушать хочется и дети
подрастают. В-четвертых, материальная и организационная
зависимость от производителя или партнера. Те Users Groups , которые я
знаю, зависимы, их сборы проводятся на деньги фирм, к которым они
должны обращаться с требованиями, и подобные встречи обычно
заканчиваются без видимых бумажных результатов. Все это сильно
снижает вероятность создания каких-либо организаций по
профессиональному признаку. Значит ли это, что подобное вообще
невозможно? Я думаю, нет. Пространство для маневра есть, и вполне по силам кое-что предпринять. Первое.
Необходим простой, понятный и знакомый всем способ общения, своего рода
канал обмена информацией. Никто и ничего не мешает нам общаться – и
легальным, и нелегальным пользователям. Обязательно надо разрушить эту
традицию самоизоляции и привычку «вариться в своем соку». Сайты,
конференции, форумы – надо пользоваться всем, что может принести
пользу. Нашел хорошую ссылку – поделись с коллегами. Научился чему-то
интересному – расскажи всем. Получил уникальный опыт – найти пару часов
времени, настучи сообщение, пришли на какой-нибудь сайт, пусть все
узнают! Второе. Нужно общаться с зарубежными
коллегами. Есть европейская SHARE, наши проблемы похожи. Если нам не
по силам создать свою группу – нужно взаимодействовать с готовыми
соседними структурами. Там вполне вменяемые люди, и наши проблемы с
разработчиками нам понятны. Третье. Надо
налаживать работу с партнерами. Зачастую партнерам тяжело оказывать
давление на IBM самим, у них связи, зависимость от разработчика, общий
бизнес. А вот помочь Группе Пользователей в том случае, когда интересы
совпадают – вполне возможно. Главное в данном случае – не потерять
независимость. А это возможно только тогда, когда к делу подключено
несколько партнеров. В настоящее время это – фантастика, но уверен, что
в недалеком будущем партнеры сами поймут, что с пользователями
интереснее работать, когда они организованы. Хотя… наверное, интереснее
– и сложнее. Четвертое. Само местное
представительство IBM рано или поздно поймет, что Группы Пользователей
– единственный способ сделать нелегальных пользователей легальными.
Пользователям надо помогать, запугивание санкциями и отказ в поддержке
просто переключит заказчиков на другие способы получения информации,
если не на другие платформы. И кто от этого больше проиграет? Сама
фирма. Рано или поздно это станет понятно и местным управленцам. Опыт – положительный и не совсем. К
счастью, мои рассуждения строятся на некотором опыте. В стране уже есть
несколько групп, в которых мне посчастливилось побывать, хотя бы в
качестве гостя. Самая близкая по духу и платформе – Группа
Пользователей продуктов фирмы Software AG . Это нельзя назвать в полном
смысле организацией – просто сама фирма Software AG на свои деньги
собирает заинтересованных специалистов, привозит иностранных лекторов и
организует своего рода конференцию. От других презентаций это почтенное
собрание отличается тем, что ряд докладов готовят сами пользователи и
часть времени отводится на неформальное общение менеджеров и технарей
фирмы с заказчиками. Это очень здорово, но никакая бумага по
результатам не принимается, не согласовывается, пожелания висят в
воздухе и вообще – в организации таких встреч пользователи участия не
принимают. Они (пользователи) там практически – гости. Дорогие,
накормленные и напоенные, но – гости. Но лучше так, чем никак. Другой
опыт – встречи Групп Пользователей открытых продуктов года четыре
назад. Я присутствовал как гость на одной такой встрече, где
обсуждались продукты для наладонных компьютеров. Эта встреча была
абсолютно неформальна, подготовлена самими пользователями (вернее,
энтузиастами и старейшинами их Группы) и представители фирмы там были
гостями. Было выпито некоторое количество пива, звучали резкие слова в
адрес и разработчиков, и пользователей, что-то было записано сразу,
что-то - потом, но главное – к началу встречи были согласованы позиции
по многим проблемам, и разговоры «за жизнь» пошли только после
обсуждения технических вопросов. А самое интересное то, что
разработчики в течение трех месяцев среагировали на большинство
высказанных предложений. Что не понравилось – так некоторая
скомканность обсуждения, потому что все надо было вместить в один день
и вечер из-за того, что зал клуба был снят только на это время…
Финансирование, будь оно неладно… Выводы и пожелания. Я
убежден, что поднятую тему нужно обсуждать. Хотя бы для того, чтобы
сформировать собственное отношение к предмету. Уверен, что будут у нас
профильные Группы, или их не будет, главное - чтобы было комфортно
работать, чтобы был механизм решения конфликтных вопросов, а какой
конкретно он будет - это уже вторично. |