Хочется поделиться впечатлениями, дорогие коллеги, от беспрецедентного мероприятия, которое произошло в четверг, 13 сентября, в конференц-зале Центрального банка России в его здании рядом с метро Сходненская. Это был семинар, организованный IBM совместно с ЦБ и посвященный созданию высокодоступных систем на базе (но не только!) System Z.
Мероприятие получилось нерядовым по нескольким параметрам. Условно можно разделить все услышанное слушателями на три группы.
1) Доклады сотрудников и руководителей ЦБ. Как явствует из представленного, им удалось с применением ЭВМ архитектуры System Z высокоустойчивые и высокодоступные информационные системы. С учетом большого территориального размаха, девяти часовых поясов, количества обрабатываемой информации и ее значимости, количества узлов обработки и линий передачи данных эту работу можно считать великолепной. Цифры, заявленные в презентациях, впечатляют, но поразили не они. Поразил тот уровень доверия докладчиков к аудитории, готовность открыто говорить о проблемах, как решенных, так и о тех, которые еще только предстоит решить. Я очень нечасто сталкиваюсь с таким уровнем готовности обсуждать реальные проблемы, а не толкать рекламные лозунги. Подкупало то, что докладчики не были зациклены на своих, пусть даже бесспорных достижениях. Они четко позиционировали свои достижения, и те преимущества, которые у них появлялись благодаря выбору надежной вычислительной платформы. Это было правильно и честно. Ну и техническая сторона доклада была интересна: мы же понимаем, что ЦБ - это особые требования и особые бюджеты. Даже если я никогда не буду решать подобных задач похожими средствами, совсем не помешает знать, как поставленные задачи решили другие.
Конкретные цифры, хотя они и были обнародованы публично, приводить сам не буду: во-первых, могу переврать, во-вторых, думаю, что это в данной эмоциональной записке совсем не главное. Поверьте на слово, показатели там хорошие, иначе бы они не гордились ими. Когда будут опубликованы материалы, дам сюда ссылку.
2) Доклады представителей Gartner, посвященные основным рискам, которые нужно учитывать при создании катастрофоустойчивых центров, и способам их преодоления. Тоже интересный в образовательном смысле доклад. Были заявлены основные подходы к управлению непрерывностью бизнеса, и прозвучало несколько простых на первый взгляд, но очень важных мыслей.
Во-первых, обеспечение непрерывностью работы не есть действие, а есть постоянный процесс, результат планомерных и постоянных усилий, причем не столько технических, сколько административных.
Во-вторых, как следствие первого, организовывать и вести работу по обеспечению непрерывностью должны увлеченные этой проблемой администраторы, возможно высокого уровня, вплоть до топ-уровня. Кстати, мне кажется, что эти администраторы высокого уровня должны быть озабочены одновременно всеми проблемами, как явствует из докладов консультантов - непрерывностью, финансовой и иной безопасностью, конкурентоспособностью и проч., включая подбор персонала. Хе-хе, на то они и начальники, ага)).
3) Доклады представителя турецкого Гаранти-банк и разработчика программного обеспечения Диасофт. Доклад господина Ерая Юксека (Eray Yuksek) был великолепен по форме и содержанию. Его основная ценность состоит в том, что он явил нам живой пример того, как банк добился реальных успехов, опираясь на сильные стороны своей ИТ-инфраструктуры. То есть они - первые увиденные мною заказчики, кто разглядел в ИТ не обслуживающий персонал, а основную "боевую единицу”, тех, кто дает конкурентное преимущество. Они очень прагматично проинвестировали свою систему обработки информации, а потом на полную катушку использовали те преимущества, которое она дала по сравнению с другими системами. Да, ИТ-система Гаранти-банка не так мощна и пафосна, как у нашего ЦБ, и это понятно - разные задачи, разные бюджеты. Но она по-своему гармонична, и, главное, она смогла ответить на тот бизнес-вызов, который ей адресовался. Банк быстро рос, и просадка в ИТ неизбежно вызвала бы просадку в их основной деятельность. В общем, я предполагал, что такие организации, которые делают ставку на свою ИТ-службу, существуют, но я впервые видел представителя такой организации воочию.
Диасофт был сдержан и понятен. Учитывая вопросы, обсуждавшиеся на семинаре, они уверенно прорекламировали себя и ничего этой своей рекламой не испортили. Что уж тут говорить, добившаяся успеха разработческая контора, удачи им и успехов на этом поприще.
Беспрецедентность данного мероприятия была в первую очередь в том, что оно не носило явного маркетингового характера. IBM хотел представить руками заказчиков сильные стороны своей продукции - и прекрасно, продукция того определенно стоит. Но главное - был разговор людей, которые добились серьезных успехов в применении этой продукции, тех, для кого "доступность” - не просто понятие, а реальная метрика своих достижений. Судя по общению в кулуарах, на этом мероприятии было удивительно мало пустых балаболок, люди в основном очень хорошо понимали вопросы, о которых они говорили. Может, это было обусловлено форматом мероприятия, куда попадали через прямые приглашения организаторов, а может, просто научились делать приличные семинары. Ну и, как я уже говорил, отдельное большое спасибо руководителям и сотрудникам ЦБ, у них можно многому научиться не только в техническом, но и в административном плане.
Я вообще уже меньше хожу на разного рода большие сборища, так как считаю их в своей основной массе не оправдывающими затраченного на них времени. Но в данном случае время окупилось полностью. Кроме того, это было одно из немногих мероприятий, где не надо было заполнять анкеты и потом получать звонки от девочек, которые "звонят по поручению IBM” и, перевирая фамилии сотрудников, просят кого-то зачем-то позвать или что-то долго и нудно выясняют. Тут все было четко - пришел, зарегистрировался, услышал умных, пообщался с умными, и вышел. Красота!
В заключение хотелось бы особо поблагодарить сотрудников IBM, которые помогли решить внезапно возникшие вопросы с материалами семинара и лично Алексея Прохорова. Ваша помощь была неоценима.
|