Где-то год назад я начал рекламную компанию для s390soft.ru размером около 3000 рублей посредством контекстной рекламы. Цель - посмотреть насколько эффективно можно использовать доступные средства продвижения для темы мейнфреймовского комьюнити. Честно скажу, что я не большой знаток правильной орагнизации рекламных компаний в Яндекс.Директе, как и в web'е вообще, поэтому, конечно, присутствует некоторая наивность в этом деле.
Для раскрутки были выбраны следующие слова и фразы: COBOL, MVS, s390, zVM, архитектура IMS, архитектура zOS, мейнфрейм работа, мейнфрейм вакансии, программирование под мейнфрейм, работа с мейнфреймами, разработка под DB2, разработка под zOS, установить zLinux, установить геркулес, установка IMS, установка zOS, устновка DB2.
Тут нет слов Linux или СУБД в чистом виде, так как их стоимость весьма приличня и бюджет на 3000 рублей они бы съели бы мгновенно, без существенного эффекта. Они являются слишком широкими запросами (в смысле адресуемой аудитории), поэтому я решил выбрать более специфичные, предполагающие, что пользователь все таки более-менее осознанное что-то ищет о теме. Так же тут нет слов CICS или WAS ввиду причин чисто идеологических.
Результаты:
Бюджет продержался около 10 месяцев (Яндекс списывает за клик, а не показ)
Всего было сделано 72226 показов банера
Переходов - 151, то есть на сайт зашло полторы сотни новых (или условно новых) посетителей за 10 месяцев
CTR = 0.21%. В принципе был бы неплохой показатель, если бы адресуемая аудитория была пара десятков миллионов. В нашем случае этого мало. Но тут видимо надо брать дорогие ключевые слова.
Некоторая графика может быть интересна. Для начала по дням:
Пусть не совсем очевидно (на сырых данных лучше видно), но все таки кластер есть один. Я бы сказал, что существенная доля визитеров пришл в период с 20 января по середину февраля. Вероятно связанно с каким-то циклом отхода от праздников в январе и конце традиционных "пришпиленных" отпусков. С другой стороны ожидаемого всплеска в начале осени, когда люди традиционно смотрят на рынок труда не наблюдается.
Второе, это эффективность выбранных ключевых слов. В принципе ожидаемо, с некоторой оговоркой:
Ожидаемо слова "мейнфрейм", "MVS", "zVM" попали в топ. Однако непонятен результат слова "COBOL" и "s390". Возможно, слово "s390" относится к той аудитории, которая и так является посетителями, но не помнят конкретной ссылки сайта, но помнят что "как-то на s390". А вот слово "COBOL" заставляет подумать. Понятно, что если бы были ключевые слова типа "zJava", то скорее всего оно сильно перевесило, но с другой стороны означает, что все таки интерес какой-то к традиционным технологиям есть, что не может не радовать.
Третий "пирог по регионам" был полностью предсказуем, Москва и Питер обеспечили почти всю более-менее осознанную явку. Конечно "Другие регионы" дают существенную долю, но там факту пара десятков городов нашей необъятной с 1-3 кликами на каждого. То есть скорее всего просто "шум".
Из этого исследовния можно сделать следующие выводы:
Эффективность контекстной рекламы для раскрутки портала достаточно низкая. Возможно можно как-то увеличить CTR, но подозреваю 1-1.5% это максимум для разумных бюджетов. Более эффективным выглядит стратегия размещения информационных постов на популярных сайтах и порталах, где традиционно тусуется множество ИТшников. Например, sql.ru, habrahabr.ru и т.д.
Если все таки делать контекстную рекламную компанию, то ее можно сфокусировть для экономии по следующим областям:
Регионы: Москва, Санкт-Петербург
Ключевые слова: сфокусироваться на синонимах слова "мейнфрейм" или большого датацентра, а не на сложных фразах типа "архитектура чего-либо". Так же возможно слова типа "Enterprise" будут удачным выбором. Неожианно плохо себя показали ключевые слова по продуктам, но тут видимо надо подумать над какими-то другими причинами.
Время: наиболее аггресивную фазу кампании надо делать на конец января и пару месяцев после этого. Декабрь, Январь, все лето представляются "тухлыми" месяцами, во время которых можно кампанию свернуть.
Мне все же кажется, что можно существенно увеличить посещаемость портала (а следовательно и объем накапливаемых данным веб-ресурсом знаний), если компании типа IBM, BMC, CA начнут в начале своих презентаций старым и новым мейнфреймным клиентам вставлять ссылку на s390soft.ru, ну или хотя как-то устно об этом упоминать.
А КАК ведет себя местное представительсво IBM? Не находясь в столице трудно или даже невозможно предположить. Что же касается "переживем". то означает ли это "пересидим" и все наладится? Или..."восполним" за счет своего? Если последнее, то это огромный, непомерный и, быть может, непосильный труд. Ведь, по-моему, речь идет о том, чтобы самим сделать то, над чем человечество (не одна страна, именно человечество) работало последние пол-века. Это ведь не американцев обогнать, запустив спутник...что само по себе выдающееся достижение. Здесь задача повесомей будет.
Илья, про местный ИБМ говорить ничего не буду, они люди подневольные, им и так несладко - приходится выполнять и выслушивать глупости несусветные. Если добавить к этому традиционные местные управленческие навыки - то совсем грустно. Личто я, если бы был не инженером, а начальником, первой строкой плана работ на ближайшие годы написал бы тщательную проработку всех вариантов замены продукции ИБМ на что-то другое. И вообще, всем урок - никогда не завязывайтесь на крутого монополиста, наглухо срощенного с правительствами! Это касается всех стран и всех областей, от энергетики до здравоохранения. По поводу того, как будем переживать - я тут написал. Масса вариантов. Я вот краем уха слышал, что некоторым исламским странам, которые под эмбарго уже десятилетия, ничего не мешает все это время работать на мейнфреймах и других подобных технологиях. Так что как-нибудь разберемся.
Перечитал Ваши комментарии/мысли по поводу импортозамещения и "как будем переживать". Со многими оценками и перспективами согласен. Но пути выхода и будущее не радуют. Обрекать себя (многие тысячи прекрасных, умных, архи-способных людей) на подобное профессиональное "выживание"... Я бОльший оптимист. Я надеюсь, что разум возьмет верх и ситуация наладится, и правильный путь все-таки не исламо- (как Вы сказали) изоляционисткий, а путь равноценных партнеров, как это и было многие последние годы.
А то, что американцы (и все прочие, включая Россию) пытаются все время что-то втюхать и заработать...то добро пожаловать в капитализм. Ничего странного или непреодолимого в этом нет.
И потом...как "раскручивать" этот сайт, если в перспективе предлагается (подразумевается?) либо валить на другие технологии, либо постоянно переделывать что-то скоммунизденное? Какая-то в этом несостыковка IMHO.
Нееет...я более оптимистичен. Особеено учитывая размеры и возможности страны, рынка и человеческий потенциал.
Илья, я очень четко разделяю то, что мне нравится как специалисту с тем, что нужно делать потому, что нужно. Как руководитель и специалист, которому платят за продумывание (и придумывание!) максимально плохих сценариев развития событий (можно сказать что я - профессиональный пессимист!) я готовлюсь к худшему и лучего не жду. Ну не станут управленцы в нашем ИБМ ни умнее, ни гибче. Да, капиталистам нужно денежку, и это понятно. Но увы, многие решения - результат не погони за выгодой, а банальной глупости или шаблонного применения устоявшихся практик. Этот сайт - моя частная инициатива. Так что я буду на работе предусматривать уход на ту платформу и те технологии, которые будут осмысленны с учетом рисков. А здесь - пытаться поддерживать сообщество независимо от коммерческих или иных перспектив. Считайте, что это мое душевное хобби. Кто-то коллекционирует бабочек, а кто-то - пишет о мейнфреймах. Я не оптимист. Лучше не будет.
Ну, у меня, как Вы предполагаете, начинается рабочий день...надо бы сделать что-нибудь полезное, а то наложат санкции.
Чтобы наша дискуссия не превращалась в битву единорогов, или в "письма к другу", давайте подождем...может кто-нибудь оторвется от суетных забот перелопачивания софта и поучаствует. Ведь Вы правы, это все делается для "сообщества".
А то получатся как двести лет назад...."Народ безмолвствует." И какой тогда смысл?
Да-да, Илья, поработайте, а как же!)) Конечно, время все рассудит. В завершение короткого обмена мнениями всего два соображения.
1) К вопросу "И какой смысл?". Ответ прост: поэт пишет не для народа, а потому лишь, что не может не писать))). Смысл всегда есть, и он прост: мне нравится платформа и нравится о ней писать. И этого достаточно, чтобы этот сайтик жил, даже если на нем останусь вообще я один.
2) О мрачных прогнозах. Как говорится, "надейся на лучшее, а готовься - к худшему". Римляне, правда, еще жестче формулировали, но мы так жестко не будем, чай, не римляне, может они по причине жесткости и вымерли вон все... Но идея понятна - не надо благодушия, охлаждение пришло надолго, и надо это понимать.
"Народ внимает" Я считаю позитивнее. Сейчас деньги сами идут в IBM по накатанной. Когда пару Александров свалит и бизнес просядет - то сразу и менеджмент сменят и решения рискованные примут. И все наладится!
Ничего "само собой" не наладится. Само собой лишь невестка со свекровью могут помириться, да и то на короткое время.
Вот, как будто нарочно, сама информация бежит и будто в тему...наткнулся сегодня на эту статью. Есть такая организация, Палата по укреплению торговых связей между Россией и США. Возникла она в ходе перестройки и объединяет компании, которые продвигают сотрудничество в разных областях. Это и маленькие игроки и гиганты типа MIT, и т.д. Многие занимаются этой деятельностью со времен "глубокого" Советского Союза. Они архи-толерантны и расположены к России по понятным причинам. И вот, что они пишут. Опубликовано в местной Boston Globe, но характерно для многих компаний-членов Палаты, да и не только. Надеюсь английский не помеха для большинства (если что, могу перевести некоторые куски). http://www.bostonglobe.com/ideas....EATE_DT
Илья, да все понятно. Конечно, для всякого рода диверсификации нужна не столько технологическая база, сколько инфраструктурная поддержка - законы, патентные изменения, готовность общества, изменения в ментальности и так далее. Это не тайна. И я не знаю, готовы ли мы к такого рода изменениям. Скорее допускаю старый добрый переход к мобилизационной экономике, войну, жесткую централизацию и кровавую победу в конце. Так что сушите сухари и изучайте Наставление по стрелковому делу. Кстати, в сети бродили старые версии Боевого устава Сухопутных войск, тоже полезная книга. Рекомендую.
Заглянул сегодня (от нечего делать?) в http://www.russoft.ru/upload/RUSSOFT_Survey_11_ru.pdf и увидел:"Операционные системы для IBM mainframe, которые в предыдущие годы имели не менее 1–2 упоминаний, на этот раз в числе других ОС не указала ни одна из опрошенных компаний." Поэтому мой "devil advocate's question" - а есть что раскручивать? Жизнь-то хотя бы тлеет или...пульсирует из последних сил? Это, наверное, еще более актуально в свете сегодняших объявлений от IBM.
Илья, тут даже без РусСофта понятно, что использование мейнфреймов крупными организациями при том, как себя ведет локальное представительство IBM - явный фактор риска. Но есть надежда, что и это мы переживем)).
Зачем? Все кто тут могут быть - уже есть! Другие умные мужики которых я знаю не ходят по сайтам в принципе и в соц сетях не сидят. Для молодежи здесь нет движухи. Надо писать много статей с полу хакерским уклоном или мега рекордами. На хабре читают про все. Для руководителей здесь нет инфы по решениям, развитию и тд.
Согласен частично с тем, что наше комьюнити априори маленькое, это уже много раз пережевывалось. Но не согласен с тем, что тут все. И причина почему их тут нет две: 1) элементарное незнание, что такое есть; 2) небольшая активность основных мемберов, которые по какой-то причине не хотят контрибьютить.
Артем, ты своими "неконтрибьютящими мемберами" себе языковую карму поломаешь на десять воплощений вперед. И в следующей жизни родишься немым огурцом)))....
По существу. И сообщество небольшое. И движуха у нас отсутствует, с танцами, блэкджеком и шлюхами. Все это так. Но это все не мешает иногда оживлять жизнь, проводя подобные кампании.